Обратный звонок RedConnect

Что делать с хрущёвками – Московская реновация в регионах

В Москве полным ходом осуществляется программа реновации жилья, где по данным статистики удельный вес ветхого и аварийного жилья фонда составляет всего 0,3%. В регионах этот показатель значительно больше. Независимый мониторинг исполнения указов президента РФ показал нечёткие схемы учёта показателей аварийных домов в различных регионах России.



Региональный проект реновации будет серьезно отличаться от московского варианта, но пока не собраны точные цифры и параметры по типам и объёмам недвижимости. Более того, много российских городов, где жилищный фонд состоит из ¼ хрущёвок, другая четверть – из домов, построенных в 20-х - 50-х годах. Всё это жильё по-прежнему функционирует и пригодно для жилья – всё зависит от их эксплуатации и состояния. Также существенная часть жилищного фонда во многих городах – это деревянные бараки.

Нет ни одного города в России, в котором не было бы хрущёвок, за исключением исторических городов, где до сих пор сохранились довоенные немецкие застройки (а это почти 80 %) – например, Калининградская область. Реновация жилья была придумана не в России - за основу взят французский опыт. Реновация означает разработку программы сноса, реставрации и реконструкции жилого фонда, то есть улучшение качества жизни с учётом местной специфики. В российском варианте региональная программа реновации не обеспечена деньгами, а значит, может скатиться в фарс или привести к расцвету очередного криминала в сфере недвижимости, и не только по категории квартир вторичного жилья. 



Учитывая экономическое положение в России, снос, реконструкция и реставрация морально устаревшего жилья могут стать долгоиграющим проектом, растянутым на многие годы и даже десятилетия. Отсутствие чёткой программы региональной реновации с невозможностью финансирования по переселению людей из аварийного и ветхого жилья, реконструкции и реставрации может значительно затормозить продвижение будущего законопроекта. Немаловажен и тот факт, что в городах нет земельных участков для новых застроек. Ситуация осложняется ещё и тем, что земельные территории, не используемые по своему назначению, а также различные старые производственные, складские и коммунальные зоны, давно уже ставшие экономически нецелесообразными объектами, требуют большого финансирования, которые не могут обеспечить региональные структуры. Для застройки нового жилья в центральной части и других районах города возможен перенос промышленных предприятий за городскую черту, что также требует огромных капиталовложений. В любом случае большие земельные участки с развитой инфраструктурой требуют формирования строительной программы с учётом интересов не только застройщиков, но и комплексных программ городского развития.
 

Более того, при успешном воплощении региональной реновации  учитывается принцип добровольности переселения граждан. Собственники должны получить равноценное, а не равнозначное жильё: равнозначное жильё предоставляется только при найме муниципального жилья, а собственники жилья должны получать только равноценные квартиры, стоимость которых должна быть не ниже цены их прежней жилплощади.

Возможны варианты создания улучшенных условий жизни горожан и без сноса пятиэтажек, но и в этом случае несовершенное законодательство тормозит законопроект – например, увеличение площади домов в виде надстройки возможно только с согласия 100 % собственников.



Такая серьёзная программа, как региональная реновация, вызывает множество вопросов, связанных с существующим законодательством об охране частной собственности. Если Московская реновация возможна в силу благоприятных для столицы условий, то реновация в регионах может просто «захлебнуться» из-за нехватки бюджетной поддержки, поэтому общероссийская программа реновации в теперешнем экономическом положении не решит проблемы кризиса строительства жилья.
275
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!