Обратный звонок RedConnect

Как вдохновить ребенка учиться: советы психологов

Почему не стоит хвалить ребенка за способности, можно ли сравнивать детей и делать ли с первоклассником домашнее задание, очень частые вопросы у родителей.

Не нужно общих фраз о пользе учебы.
Если вы видите, что школьные дела у вашего ребенка отошли на второй план и он не хочет учиться, то для начала нужно выяснить причину и только потом — действовать. Но какая бы ни была причина и какая бы ни была ваша реакция, никогда не призывайте ребенка учиться, особенно подростка. Все эти общие родительские фразы "Ты что, не понимаешь, тебе нужно сдавать ЕГЭ?", "Надо учиться, что ты будешь потом делать?", совершенно не работают.
Он вам приведет тысячу примеров, когда образование ничего не решало, и что он просто хочет, чтобы его оставили в покое и не мешали искать себя. Дети сейчас очень подкованные в этом плане. Ваши слова они в лучшем случае воспримут как белый шум, а скорее всего они вызовут у них раздражение.
Хвалить за старание, а не за способности.

Родители часто спрашивают, хвалить ли детей за их успехи и как это правильно делать. Хвалить ребенка нужно обязательно, но лучше поощрять не природные способности, а старание, терпение и упорство. То есть не стоит говорить: "Молодец, ты справишься, ты у меня самый умный". Лучше сказать: "Ты сегодня два часа занимался, какой ты упорный!", "Ты сегодня подготовился к занятиям сам, без моего участия, какой ты молодец!" Когда хвалят за непосредственно качества, за способности, которые часто даны от природы, а не за старание, по итогам результаты бывают хуже.
Похвала за способности может подорвать мотивацию у детей.
Они боятся совершить ошибку, боятся не соответствовать той планке, которая задана, и не делают того, что может поставить под сомнение их талант. А это в итоге приводит к снижению их успехов.
Процесс важнее результата.

Многие родители считают, что поощрять нужно только за результат. Например: "Вот сдашь экзамен на отлично — и купим тебе планшет". Но исследования говорят о том, что поощрять за процесс гораздо эффективней. Причем вознаграждение — это не обязательно призы или деньги, это может быть обычная похвала или оплата каких-то интересных ребенку занятий.
То есть важны тактические победы, а не стратегические. Когда мы говорим ребенку конкретные, а не общие вещи — "Позанимайся физикой не меньше часа", "Подготовь выступление на какую-то тему", — мы даем ему план для дальнейших действий и вознаграждаем за выполнение этого плана. При таком подходе ребенок четко знает, что именно от него требуется.
А когда надо "вообще" хорошо учиться, "вообще" хорошо сдать ЕГЭ, то ребенок теряется, ведь многосоставные виды деятельности детям самим пока сложно разделить на этапы, нарисовать в голове план и идти по нему — мы должны им помочь, стать для них в каком-то смысле наставниками.
Учить самостоятельности.
Многих родителей мучает вопрос, нужно ли сидеть с детьми долгими вечерами и вместе делать домашнюю работу? Некоторые учителя и психологи говорят, что нужно с детьми заниматься обязательно, другие считают, что ни в коем случае не нужно этого делать. На самом деле, все индивидуально — сколько детей, столько стратегий и тактик поведения. Кому-то довольно долго придется помогать, а кто-то почти сразу перейдет на "самообслуживание".
Но в самом начале, когда ребенок только пошел в первый класс, родители должны обязательно спрашивать: сделал ли он домашнюю работу, как дела в школе, собрал ли он портфель, — постепенно перекладывая функцию контроля на самого ребенка, но именно постепенно.
Некоторые считают, что ребенок может с первого дня быть полностью самостоятельным. Но даже мы, взрослые, когда выходим на новую работу, некоторое время обучаемся, нам часто дают наставника, который нас знакомит с особенностями деятельности, а что уж говорить о детях.
14:15
609
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!